Биография

ДЫННИКОВ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ

(25.10.1939−28.07.2005)
Художник-монументалист, живописец, портретист, график.
Член Союза художников СССР. Представитель альтернативного направления владимирской пейзажной школе.

Страница на Википедии

«Уральск — город, в котором я родился в 1939 году, географический центр России между Азией и Европой. У отца-офицера, погибшего в 1942 году под Сталинградом, было еще трое сыновей: мой брат-близнец Валерий, а также старший Роберт и младший Олег. Вся жизнь мамы — воспитание детей в детском саду. Детство было тяжелое, как и у всех, кто рос в трудное послевоенное время. Рисовал я тогда все — природу, людей, животных, чем мог и на чем мог. Окончив школу, стал отчаянно искать в Уральске студию-мастерскую. При Доме учителя возникла такая студия, но для взрослых. Руководил ею Николай Николаевич Культюшнов, разносторонне одаренный человек-музыкант, художник, хореограф. Благодаря этой студии я оказался подготовленным для поступления в 1961 году после школы и службы в армии на худграф Краснодарского пединститута.»

Виктор Дынников

1961-1963 – закончил 3 курса на художественно-графическом факультете Краснодарского государственного педагогического института. После окончания 2-го курса института летом поехал в Ленинград и устроился на работу в Академию художеств в качестве натурщика, получил неоценимый опыт, что позволило ему грамотно подготовиться и поступить в Академию через год с первого раза.

В 1964 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (академия художеств СССР) на кафедру Монументального искусства под руководством профессора Андрея Андреевича Мыльникова, окончил в 1970 году.

С 1970 года жил и работал во Владимире. Являлся постоянным участником областных, региональных и республиканских художественных выставок.

В 1977 году стал членом Союза художников СССР. Первые работы выполнены в академической манере. В дальнейшем живопись художника претерпевает существенные изменения.

В.П. Дынников (2000 год)
Семья Дынниковых 1951 год.Роберт,
Валерий (суворовец), Виктор, бабушка Колузанова, Мария Павловна (мама) , Олег.

В.П. Дынников (1961 год)

Дынников вспоминает: "Первые годы жизни во Владимире были временем испытания на прочность. Наше творчество не вписывалось в жизнерадостную систему того, что называлось "Владимирской школой живописи". Мы им не подходили. Талантливые и маститые, они пытались научить как правильно жить и творить. Но мы были молоды, и у нас на это было свое мнение".

В 1985 и 1989 года прошли мои персональные выставки. Выставка 1989 года вызвала жесткое противодействие идеологической администрации обкома партии области и части правления ВОСХ. 'Нет положительного героя на выставке - бытовизм прет" Правление ВОСХ голосовало: выставке 1989 года - быть.

Как так получилось, что в 1950-е -1960-е годы во Владимире сформировалась своя уникальная, самобытная школа?

В Москве, а значит и по всей стране, триумфально шествует «суровый стиль». Имена Виктора Иванова, Андрея Васнецова, Николая Андронова, Таира Салахова, Павла Никонова и, конечно же, Виктора Попкова становятся хорошо известными среди искусствоведов и ценителей искусства. Простая - без приукрашивания - правда жизни строителей, нефтяников, колхозников делается предметом изучения художников «сурового стиля». Картины их лаконичны, статичны по композиции; живопись строится на сопоставлении цветовых масс, контрастов тонов.

А в это же самое время, всего в двухстах километрах от Москвы, работают молодые мастера, чьи достижения прежде всего связаны с лирическим пейзажем. Выставляемые ими на республиканских и всесоюзных выставках картины резко выделяются на общем художественном фоне. Простые по сюжету, яркие по цвету, они завоевывают любовь зрителей и художественных критиков. Это в первую очередь работы Бритова, Юкина, Модорова, Кокурина. Именно эти художники стоят у истоков «Владимирской школы живописи».

Вероятно, именно потому, что во Владимире существовала иллюзия свободы живописного творчества, сюда и перебрался после окончания ленинградской Академии художеств начинающий Виктор Дынников. Он приезжает во Владимир с надеждой целиком заняться решением тех живописных задач и проблем, которые уже ясно сформировались в его сознании. Но вместо проблем художественных приходится решать проблемы взаимоотношений с собратьями по цеху и проблемы быта.

Как получилось, что живописные находки Виктора Дынникова стали чужды владимирским мастерам? Почему люди, посвятившие себя поиску нового живописного языка, не приняли человека, мыслящего в красках иначе, по-своему? Ведь и представители владимирской живописной школы, и молодой Дынников - настоящие, творческие люди. Неужели каноны настолько незыблемы, что если ты живешь во Владимире, то нужно работать, как все? Но ведь искусство - это не только тихие лирические пейзажи! Ведь есть еще и натюрморт, и портрет, да и обнаженную модель интересно писать! Но чиновники от искусства этого не понимают и не принимают: будь как все, и всё будет хорошо! А как же тогда творчество? Ведь сегодня, приезжая во Владимир и посещая выставочный зал местного отделения Союза художников, можно наблюдать все ту же картину - доминируют мастера, являющиеся выходцами из местной школы. Безусловно, среди них есть немало крепких и талантливых людей, действительно продолжающих традиции, заложенные отцами-основателями. Но, с другой стороны, очень много и тех, кто поверхностно, не вникая в суть живописных проблем и задач, стал чисто формальным носителем традиций школы. Появились маленькие Бритовы, Юкины, Кокорины, которые пишут все те же пейзажи - так, как ремесленники расписывают матрешек! "владимирская живопись" стала "тульским пряником"!

Конечно, Дынников был не единственной такой - не принимаемой в стаю - «белой вороной». Рядом, за стеной, был еще один художник, который не вписывался в школу, - это Петр Дик. Именно с ним Виктор Дынников делился своими творческими планами и мыслями, ему первому показывал свои еще не высохшие холсты. Такое общение и понимание коллеги очень ценно и важно для настоящего художника. Многие пластические находки, как Дынникова, так и Дика, становились общим достоянием для двоих художников. Не случайно, что графические листы обоих мастеров очень схожи. Отличие их в том, что Дынников всегда стремился к большой, станковой картине, а Петр Дик посвятил свое творчество небольшим пейзажным и жанровым пастелям на наждачной бумаге. Но, что примечательно, и тот и другой мыслили цветовыми созвучиями, аккордами. Да-да, именно аккордами. Но если Дик более сдержан в цвете, то у Дынникова все подобно россыпи драгоценных камней. Посмотрите «Розовые цветы», «Голубую вазу и желтый лимон», «Врубелевский натюрморт» - вот уж поистине пиршество цвета. Живопись Дынникова сложна, но удивительно красива. Примечательно, что мастер себя пробует во всех жанрах: помимо натюрмортов, он работает в портрете, пейзаже, с обнаженной моделью. Где здесь «бытовщина», в которой упрекали художника адепты школы и чиновники от искусства, под этим предлогом закрывшие персональную выставку Виктора Дынникова в 1989 году? Ну ладно бы еще обвинили в формализме, подражании французским мастерам... Так ведь нет, придумали: "бытовщина"! И это во времена перестройки, плюрализма, гласности, когда казалось, что все стало можно, когда из подполья вышло неофициальное искусство; были напечатаны никогда не издававшиеся романы Зиновьева, Платонова, Шаламова; сняты с полок покоробленные от времени кинофильмы, которые прежде, кроме партийных худсоветов, никто не видел! Владимир из когда-то передового - в плане изобразительного искусства - города становится нетерпимым ко всякого рода новациям. Виктор Дынников начинает задыхаться от пустоты и непонимания. Дух Творчества постоянно требует выплеска накопившихся идей на живописную поверхность, а холста-то для работы и нет. Дынников начинает записывать свои старые картины, пишет на их оборотах. Именно поэтому почти все полотна художника двусторонние. Сейчас уже невозможно найти его картины 1970-х годов - они все записаны более новыми работами. Вероятно, в недалеком будущем появятся реставрационные технологии, которые позволят безболезненно снять и сохранить верхний слой и открыть нижний, но пока это невозможно. Наверное, тогда можно будет составить представление о ранних картинах Дынникова, его поиске пластических и цветовых идей, генезисе.

Сейчас ценители относятся к картинам Виктора Дынникова как к драгоценностям. Да они и есть драгоценности, но совсем не в буквальном, материальном плане. Встреча с его искусством - праздник. Изучая и рассматривая наследие мастера, в очередной раз вспоминаешь библейскую мудрость о том, что нет пророка в своем отечестве! А жаль...

В. Силаев (старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи)

Освобождение от полученных в годы учебы в Ленинграде стандартизированных навыков ремесла и штампов произошло у В.П.Дынникова довольно быстро, и свободное творчество во Владимире стало для него своеобразной экологической нишей, в которой он пребывал в годы идеологического диктата, государственной партийности искусства и невозможности выхода на международную арену. Как писатели пишут "В стол", Виктор Дынников творил для будущего. Мастерская его со временем превратилась в настоящий склад живописи. До отказа заполненные стеллажи, штабеля холстов на подрамниках, груды этюдов, залежи графики, нагромождения пустых рам - и тут же цветы, живые и засохшие, коллекция коробок из-под чая (натюрмортный фонд), книги, альбомы, репродукции, рисунки детей, краски в тюбиках, банках и даже вёдрах, кисти - вот что представляет собой мастерская В.П.Дынникова. Добавьте к этому разбросанные повсюду карикатуры на знакомых, милые безделушки, распластанный и висящий на леске металлофон - забаву для редких минут отдыха с детьми и отдельно стоящую картину в раме, приготовленную в подарок другу или знакомому и постоянно задеваемую ногой при хождении (когда же, наконец, заберёт!), - и станет ясной картина не только мастерской, но в чём-то и жизни художника. За большими окнами, завешенными от яркого солнца калькой и белыми тканями, - небо, облака, виднеются унылые и бездушные серые контуры тракторного завода, а здесь, в мастерской, расцветают на холстах удивительные цветы натюрмортов, возникают портреты отмеченные остро схваченным сходством с оригиналом, необычные пейзажи, жанровые сцены... Любовь к контрастам предопределена самим бытом существования художника.
Особенно хочется выделить галерею женских портретов - очень важный раздел творчества художника. Разнообразие типажей поражает: обожаемые девушки-ангелы; восхитительные и прекрасные дамы; с симпатией и юмором написанные милые кокетки; откровенные стервы; смешные и глупенькие пустышки. Художник безошибочно умел подметить в пластике натуры самое живое и характерное и передать это на холсте рисунком и цветом. Глаз и рука художника настолько метки, что попадание в образ обычно было стопроцентным. Поскольку отношение художника к портретируемым давалось с предельной честностью и прямотой, то характеристики порой были так нелицеприятны и остры, что возникало ощущение шаржа.

Надежда Севастьянова - Почётный член Российской Академии Художеств, Старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, член Союза Художников России.

Виктор Дынников творит в разных жанрах, и в них просматривается некая единая установка на изобразительность с помощью цветного пятна, которая делает его букеты похожими на портреты (автопортреты), натюрморты - на пейзажи (и наоборот) и т. д. Точная и изысканная цветовая раскладка картин - это "визитная карточка". Обобщённость и отказ от большинства деталей (за исключением семантически важных) делают образы Дынникова недосказанными, загадочными. Дынников разрешает чисто эстетические задачи, что делает его вневременным мастером.

Живописный стиль Виктора Дынникова оригинален и легко узнаётся. Его отличают использование широкой кисти, цветовые обобщения, предельно точно выбранные тончайшие оттенки цвета, замкнутые контуры небрежно очерченных пятен. В первую очередь художника интересует цвет предметов.

Любой рисунок для меня - это отображение духовной деятельности. Любая живописная работа - это мысль, выраженная в цвете. И мысль эта должна быть обязательно живой, царапающей, как с позиции пластической идеи, так и с позиции материала, равнодушное успокоенное сознание.
Виктор Дынников под влиянием Дика пробует себя в пастели по наждачной бумаге.
Вот его запись: «Есть материальная новость. Материал - пастель, к которой привязал меня Пётр Дик. И пастель разных качеств - сухая и масляная была потихонечку вовлечена в круг привычных моих забот».
Поскольку Виктор Дынников - тонкий цветовик, его пастели трудно отнести к графике. Он окунулся в этот материал со всем своим предыдущим живописным опытом, добиваясь большого обобщения и неожиданных решений, удивительных живописных интриг и новых трактовок привычных тем. Серия пастелей В. Дынникова, выполненная на наждачной бумаге, обладает исключительными художественными достоинствами, является неотъемлемой частью творчества автора.
Его формальные решения свежи и изобретательны, какой бы темы он ни касался, даже если это такой жанр, как портрет. Он работал только по памяти, чтобы собрать воедино случайности: «Мое кредо сложить случайности в общее, но не выкидывать. Без этих случайностей получится живая мертвечина». Он не воспроизводил форму, а "выращивал" ее на листе, холсте: «Выращу красивую, пластичную, связанную, живописную, именно выращу... Потому что, в отличие от природы, авторские задачи ставятся лично, решаются лично, разделяют лично... Одно из условий решения в пластике проблем предметного мира - преобразование предметного мира в качество, которое ощущается каждым по-разному, я имею в виду ритм в пространстве и времени, ритм движения на формате». Он умел сказать многое в малом, но всегда стремился донести чашу наполненной, не расплескав живых чувств.

Л.А. ЯХОНТОВА, галерея «ART-RA»

Одна из наиболее значимых монументальных работ является комплекс Вечного огня на старом Князь-Владимирском кладбище.
Играть свою игру в жизни - значит бескомпромиссно выражать себя, искать правду и не приспосабливаться ни к чему и ни к кому. Чудо сотворения пластического мира - главное. Именно с художником- творцом связано чудо создания, а не с копированием уже сотворенного до него.
Умер В.П. Дынников 28 июля 2005 года во Владимире, похоронен на городском кладбище в Улыбышево.
Видео о Викторе Дынникове
Подписывайтесь на новости
#выставки #новости #события